On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Уважаемый посетитель! Добро пожаловать на новый форум нашего сайта "Румыния. Молдова. Бессарабия. Приднестровье.Поиск предков, родственников, однофамильцев."! Если Вы ищете своих родственников, однофамильцев, предков, проживавших и проживающих на территории Бессарабии в различное время, хотите составить родословную, узнать даты места рождения, браков, смерти, сословную принадлежность и национальность Ваших родственников, найти документы о собственности Ваших предков, узнать историю мест проживания Ваших предков, то на нашем форуме Вы можете оставлять свои сообщения, искать однофамильцев и родственников, задавать свои вопросы нам - мы будем рады помочь Вам в поисках документов и упоминаний о судьбе Ваших близких.

АвторСообщение





Сообщение: 2
Зарегистрирован: 11.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.09 12:59. Заголовок: Молдаване


А почему нет ничего о молдавских жителях?!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Администратор проекта




Сообщение: 50
Зарегистрирован: 06.06.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.06.09 20:21. Заголовок: О молдованах


В самое ближайшее время материал будет размещен.

Администратор проекта Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор проекта




Сообщение: 54
Зарегистрирован: 06.06.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.09 19:13. Заголовок: Молдаване в Бессарабии


Молдаване по численности занимают первое место в губернии, хотя абсолютным большинством они и не обладают: по переписи 1897 г. их во всей губернии было 47,6% всего населения.
Молдаване сельские обладают слабым большинством: их в 1897 г. было 53,5%, в 1907 г. 53,1%. Во всей губернии в 1897 году числилось 921 тыс., в 1907 году около 1 миллиона.
Если откинуть города, то абсолютное большинство молдаване имеют в средних уездах (1907): в Кишиневском 93,7%, в Оргеевском 80,2%, в Белецком 71,5%, в Сорокском 71,5%, в Бендерском 52,7%, в Измаильском - 46,3%.
Меньше всего молдаван в Аккерманском (16,8%) и в Хотинском (25,3%) уездах.
В городах, вообще, живет мало молдаван, и они нигде не составляют абсолютного большинства.
В Кишиневе их, по данным 1897 г., всего 17,6%. Больше всего их в Кагуле: 39,4%, и в Оргееве: 27,6%, меньше всего в Хотине: 0,3% и Аккермане: 0,8%.
В 1897 году лишь 5,7% молдаван жили в городах.
Молдаване все православные. Занимаются сельским хозяйством.
Молдаване - это румыны, населяющие Молдавию, Бессарабию и соседние с Бессарабией части губерний Подольской и Херсонской; в небольшом числе живут они также в Екатеринославской губ.
Сами себя молдаване называют молдаван (почему правильнее правописание Пушкина: молдоване), во множ. числе молдовень, а Румынию - Молдова.
От румын Валахии, или валахов, отличаются незначительными диалектологическими признаками.
Румын в древней Руси звали волохамы. После XIV века у поляков и русских встречается и другое название румын: мунтяне, мультяне, мультаны; это имя взято с румынского, где оно означает горцев: мунте, от латинского montes, значит горы, в частности - Карпаты.
Язык молдаван, как и румын вообще, есть славянизованный язык романского (латинского) корня.
В народном языке около 45% слов славянского происхождения, 31% - латинских, 8,5,% турецких, около 8% греческих, 6% мадьярских, 0,6% албанских. Образованные румыны стараются заменять славянские слова латинскими, и в литературном языке славянских корней всего 30%.
Славянские заимствования не ограничиваются словарем: влияние славян заметно на фонетике и морфологии. Своеобразный глухой звук ъ, неизвестный другим романским языкам, мы находим в наречиях славян восточной и южной частей Балканского полуострова.
В болгарском, а отчасти и в русском, языке мы встречаем то употребление члена после имени существительного, которое так характерно для румынского языка, напр.: грудь - пептул (лат. pectus).
В Молдавии церковно-славянский язык был вплоть до XVII столетия языком церкви и официальных актов; до половины XVIII в. он употреблялся в богослужении.
Вплоть до средины XIX в. румыны писали кириллицей, а в Бессарабии вплоть до румынской оккупации 1918 г. был распространен среди молдаван исключительно русский шрифт. (В Бессарабии церковная служба до 1918 года производилась на славянском языке, но до недавнего времени были церкви, где богослужение шло по молдавански.)
Как и когда появились румыны в тех местах, где они теперь живут, - в Семиградии, Валахии, Молдавии, Буковине, Бессарабии- это вопрос спорный.
Сами румыны (мы говорим не об ученых-исследователях, а об интеллигенции вообще) склонны производить себя от римлян, именно от потомков тех римских колонистов, которые были поселены здесь императором Траяном после покорения Дакии и обращения ее в римскую провинцию (105 г.).
Это наивное представление, конечно, несостоятельно. Румынский историк Ксенопол принимает, что колыбелью румынского народа являются горы Трансильвании: румынская национальность сформировалась здесь в первые века по Р. X. из смешения даков и гетов с покорившими их римлянами. Согласно этой теории, румыны являются автохтонами в Трансильвании и горах Румынии, куда румынское население низин бежало перед нашествием готов (А.Яцимирский (Сборник статей, посвященных В. И. Ламанскому, II, С.-Пб. 1908, стр. 794), вслед за Ксенополом, считает, что предки румын из пределов Валахии и Молдавии двигались в конце III в. на С. и на 3., именно в Карпаты и отчасти за Карпаты, где встретились с славянами. Но в это время -славян в Трансильвании не было, как можно, вместе с Шахматовым (1916,стр. 44), утверждать самым решительным образом.)
Напротив, другие исследователи считают, что родина румын вовсе не в области современной (версальской) Румынии. Дело в том, что в литературных источниках вплоть до X - XII веков о румынах, в местах их теперешнего обитания, ничего не говорится.
Так, по утверждению румын, комитат Hunyad есть древнейшее местожительство румын. Напротив, Csanki нашел о здешних румынах достоверные сведения только с 1360 г., хотя жили они здесь, конечно, и ранее; вообще в Семиградии к концу XIII в. могло быть очень мало румын, судя по тому, что король Андрей III приказал, чтобы каждый волох был приведен к поместью своего хозяина (Csanki. По реферату в Petermanns Mitteil, 1915, № 2, р. 7).
Предполагают (Реслер 1871 и др.), что румыны сравнительно поздно, не ранее XII - XIII века, явились на Дунай из более южных частей Балканского полуострова, именно из Македонии.
Среди пришельцев были распространены два языка: один родной, романский, который некогда был в ходу на всем протяжении от Карпат и почти до Пелопонеса, другой-славянский, служивший для культурного общения с славянами Македонии. Это предположение можно подкрепить тем фактом, что часть румын, под именем куцо-влахов, до сих пор осталась на своей старой родине, в Македонии, Фессалии и Эпире.
Как бы то ни было, румынский язык, в его современном виде, начал образовываться из романо-балканских наречий не ранее появления славян на Балканском полуострове, т. е. не ранее V - VI века.
Когда молдаване появились впервые в Бессарабии, с точностью неизвестно.
Надо думать, что не ранее XIV века. Ибо только около 1360 года совершилось отпадение Молдавии от Венгрии.
Первоначально пределы Молдавии ограничивались округами Буковины и лишь постепенно распространились до Днестра и Черного моря.
Около 1395 года Молдавия завладела Хотином. В княжение Александра Доброго (1400—1432) значительная часть Бессарабии уже оказалась в руках молдаван: в 1412 году они овладели Аккерманом (Четатя Албы=Белгород), а затем к ним перешел Оргеев и другие города.
Одна из грамот Александра Доброго, относящаяся к 1420 году, касается пожалования земель в области Кишновързарева монастыря(Ю. Венелин. Влахо-болгарские или дако-славянские гранаты. С.-Пб. 1840, стр. 61. В толкованиях Венелина к этой грамоте много путаницы и неверного. Почему то он приурочил" жалованную землю к Кишиневу, Варзаревский монастырь почему то называет Кишиневским (хотя он в 60 вер. от Кишинева), р. Быковец (приток Быка) смешивает с р. Быком и т. д.), существующего и поныне: это Варзаревский Дмитриевский скит Кишиневского уезда, в 60 вер. от Кишинева, у сел. Варзарешт, на речке Синешты.
Таким образом, в начале XV века молдаване проникли уже вглубь Бессарабии, но вместе с тем замечательно, что все географические названия, упоминаемые в этой грамоте, славянские: Лозова, Горланич, Криница, р. Быковец, Малый Лужок, Пересечен, Питушок, Тигомирово селище, Садова, р. Конела.

Источник: Л.С.Берг. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Петроград, 1923


Администратор проекта Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 8
Зарегистрирован: 11.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.09 14:00. Заголовок: о молдаванах и Бессарабии


спасибо!
а нет ли каких-нибудь более новых данных? и хотелось бы коротко о Бессарабии почитать - про историю и экономику!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Администратор проекта




Сообщение: 63
Зарегистрирован: 06.06.09
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.09 19:11. Заголовок: О бессарабии



Вот, например, раздел Бессарабия в книге В.Ф.Шишмарева «Романские поселения на юге России».Л-д, 1975, с.80-84:

“5 мая 1812 г., после 6-летней войны, главнокомандующим Дунайской армией Кутузовым был подписан в Бухаресте мирный договор,38 согласно которому в состав России вошла Бессарабия, включая левый берег Килийского рукава Дуная.39
По Адрианопольскому миру (14 сентября 1829) Россия получила все острова в Дунайских рукавах, свободу коммерческого плавания по всем трем рукавам Дуная и по Дунаю и право вводить военные корабли в северный рукав до устья Прута.
Военные суда Турции могли плавать по Дунаю выше дельты и по рукаву св. Георгия.
Правый берег Дуная оставался за Турцией, но прибрежная полоса шириной в 2 версты должна была оставаться незаселенной.
Позже по Парижскому трактату 1856 г. Россия была оттеснена от Дуная;
от нее отошли к Молдавии Измаильский уезд и части уездов Кагульского и Аккерманского.40 Однако по Берлинскому трактату 1878 г. части эти снова вернулись к Российской империи, войдя в состав уездов Измаильского, Аккерманского, Бендерского и Кишиневского.
В этих восстановленных территориальных рамках 1812 г. Бессарабия просуществовала в составе России до марта 1918 г., когда совершилась аннексия ее Румынией.
Первые годы существования Бессарабии после отхода ее к России прошли под знаком своего рода автономии.
Местные законы оставлены были в силе; во главе области был поставлен военный генерал-губернатор, но гражданским управлением края ведал гражданский губернатор, должность которого занял боярин Скарлат Стурдза, через год замененный, однако, русским генералом Гартингом.
Впрочем, и Стурдза был молдавским помещиком, продавшим свои земли в Молдавии и превратившимся в русского генерала.
В заменившем прежний княжеский диван совете местный молдавский элемент составлял большинство.
Население было освобождено от податей на 3 года.
Но этот порядок вещей продержался короткое время. Расшатанная войной хозяйственная жизнь края не могла прийти в порядок.
Немало вины лежало на местном дворянстве, помещиках и администраторах молдаванах, обвинявших в злоупотреблениях и хищениях русских, однако в то же время не брезговавших ничем, чтобы использовать власть и влияние в своих интересах как во время войны, так и после нее.41
Разорение было столь велико, что в городах следы его можно было наблюдать еще в 20-е годы.42 Население бежало за границу; некоторые районы стали пустеть,43 часть беглецов затем, правда, вернулась, но только после многократных заверений.
Жалобы жителей притекали непрерывно. Александр I сообщал сменившему Кутузова П. В. Чичагову: «Я не могу далее дозволять такие ужасы».44
Положение внушало тем большую тревогу, что дело шло об области вновь приобретенной и пограничной.
Для реорганизации управления Бессарабии в 1816 г. было учреждено наместничество, и в 1818 г. был обнародован новый статут для управления краем, построенный, конечно, на прежней социальной базе; во главе ставился Верховный совет, в котором местное дворянство имело большинство и решения которого были окончательными.
Суд и управление обязаны были руководствоваться в делах (кроме административных, уголовных и казенных) местными законами (исходившими из византийского права) и обычаями (обичеюл пэмынтулуй).
Но и новый статут не смог, разумеется, залечить болезни.45
Мероприятия последующих лет имели в виду прежде всего связать теснее новоприобретенный край, эту «землю обетованную», как его называли в конце XVIII в., «золотое дно», как о нем говорили при Александре I, с Россией.
Путем известного урегулирования отношений между помещиками и живущими на их земле свободными крестьянами (цэрань) (1826 г.; положение о крестьянах 1834 г., измененное затем в 1835 г.), между крестьянами и казной правительство имело в виду привлечь на свою сторону широкие массы населения и тем самым усилить русское влияние.
Принимаются меры к оживлению местной торговли, которая получает ряд льгот.
Правительство расширяет в 1827 г. школьную сеть в крае, но учрежденные в Кишиневе гимназия (1833 г.), дворянский пансион для детей дворян (1835 г.) и уездные училища являются в то же время орудием русификации Бессарабии: молдавский язык изгоняется из школ; в гимназии он становится факультативным предметом преподавания; правда, в 1839 г. при Петербургском университете учреждается кафедра молдавского языка.
Но какое практическое значение могла иметь организация ее в правительственном центре в отрыве от Бессарабии и молдавской среды? Местные сословные группы увязываются с общегосударственными в 1847 и 1848 гг.
В эпоху 60-х годов бессарабское крестьянство получает устройство согласно положению 19 февраля 1861 г.; в 1867 г. молдавский язык устраняется из всех публичных школ; в 1869 г. в Бессарабии вводится общая судебная реформа, местные законы кодифицируются и вносятся в общий свод; в 1870 г. в Бессарабии организуется земство; в 1871 г. край получает городское самоуправление.
Наконец, в 1873 г. он обращается в обычную губернию, и в 1874 г. в Бессарабии вводится обязательная военная служба на общих основаниях.
Ко времени присоединения Бессарабии к России Буджак (бывшие уезды Аккерманский, Измаильский и часть Бендерского) представлял собою совершенно пустынную область.46 Оставшиеся в ней к началу русско-турецкой войны около 5000 ногайцев были выселены Ришелье;47 в 1812 г. местных татар в Буджаке не было вовсе.
В северной части края (Хотинский уезд), довольно плотно заселенной, имелось некоторое количество украинцев,48 о которых мы уже говорили. И на немецкого путешественника К. Улига, побывавшего в Бессарабии в 1923 и 1925 гг.,49 крайний север ее произвел впечатление немолдавского края.
Точных сведений о количестве молдаван во время присоединения Бессарабии к России у нас не имеется.
Всего населения в 1812 г. здесь, предполагают, было свыше 240 000 чел.: такую цифру дает А. Защук;50 А. А. Скальковский допускает несколько большую-около 330 000.51
По румынским данным, население Бессарабии составляло в 1812 г. 354000 чел.; К. Улиг считает более вероятной цифру 468830 чел.52
Ревизия, произведенная в 1816 г. Бахметевым, дала 491 679 чел.53
Официальный русский подсчет 1817 г. - 482 630.54
Население Бессарабии сильно возросло отчасти путем естественного прироста, отчасти путем иммиграции и заселения.
По переписи 1856 г. в Бессарабии насчитывалось всего 990000 чел.;55 по переписи 1897 г. — 1 935412 чел.56
К началу 1909 г. цифра эта обратилась в 2 393 100 чел.,57 в год столетия присоединения Бессарабии, в 1912 - в 2 496 054, а на 1 января 1915 г. она поднялась до 2 686 000; но этот последний итог является результатом не переписи, а приблизительного подсчета, исходя из коэффициентов роста за предыдущие годы.58
Наконец, в 1918 г. население Бессарабии исчисляется в 2 725 000 чел.59 и в 1923 г., по румынским данным, — в 3 125 200 чел.60
Обратимся теперь к взаимоотношениям основных национальных элементов населения за тот же период времени.
При оценке русских и румынских статистических данных нужно иметь в виду, что русская статистика исходит из происхождения, румынская — из языка. Это было отмечено еще К. Улигом.61
Некоторые расхождения объясняются румынизацией, раздачей земель демобилизованным и несомненно некоторым преувеличением со стороны румын, которое констатирует тот же К. Улиг.
Наконец, учитывать необходимо и тот факт, что румыны прирезали часть Ясского уезда к Кишиневскому; последний был переименован при этом в Лапушнянский, а Прут превратился во внутреннюю реку.
Распределение основных групп населения по уездам в 1897 и 1919 гг. приведено у Корниловича.62
По переписи 1897 г. из 47.58 % молдаван жило в городах 14.10%, в уездах же (без городов) — 53.55%.
Молдаване, как видно отсюда, являются по преимуществу сельскими жителями; по данным 1897 г., в Кишиневе их было всего 17.6%, в Кагуле — 39.4%, в Оргееве — 27.6%, в Аккермане только 0.8% и в Хотине — 0.3%.63
В 1897 г. только 5,7% молдаван жило в городах.
В 1907 г., по русским данным,64 сельское на¬селение Бессарабии составляло всего 1 795 655 д.; из них молдаван было 53.1%.65
Об экономическом положении романского элемента в Бессарабии, в основном крестьянства, после войны 1806—1812 гг. мы уже говорили выше.
С присоединением к России у населения, истощенного бесконечными реквизициями и повинностями, которыми обременяла их власть, возникли опасения, что до того лично свободное оно будет обращено в крепостное.
Опасения эти не сбылись; но многие отрицательные стороны старого порядка вещей, налоговая система с ее «бир» и «даждия»,66 и в особенности всевозможными сборами с производства, эксплуатация крестьянства помещиками 67 и местной властью, «пыркалабами» из тех же помещиков, бывшими и судьями, и администраторами, не связанными притом никакими определенными указаниями закона,— все это осталось и продолжало оставаться довольно долго и при новых хозяевах, невзирая на меры, принятые для искоренения зла.
Если хозяйственная жизнь страны наладилась скорее, чем можно было ожидать, то это объясняется прежде всего ее исключительным природным богатством.
В центре стояло, конечно, хлебопашество.
Уже в начале XIX в. вывоз хлеба из Бессарабии составлял 2/3 всего вывоза хлеба из Молдавии в Турцию. В дальнейшем посевная площадь все время быстро увеличивалась, особенно за счет степей Буджака, являющихся продолжением степей Новороссии.68
О темпе роста можно судить по тому, что с 1881 по 1912 г. увеличение это составляло около 73%. Районом наибольшего процветания земледелия являются Хотинский уезд и Белецкая степь.
Этот район и наиболее распахан: в Сорокском уезде 85%, в Хотинском 73% всей удобной земли. Преобладающей в Бессарабии культурой являлась кукуруза (пэпушой), которой до первой мировой войны было засеяно 30.4% всей площади хлебов (особенно в Белецком уезде); только с войной и прекращением вывоза за границу с кукурузой стал конкурировать ячмень (особенно много в Аккерманском уезде).69
Во времена турецкого господства в Бессарабии, и в особенности на юге ее, процветало скотоводство. В эту пору в Бессарабских степях можно было встретить даже скот, пригнанный сюда из Венгрии.
В первой половине истекшего столетия Бессарабия вывозила значительные партии скота за границу.70
С развитием земледелия в крае площадь выгонов и покосов, однако, очень сократилась, ибо культура хлебов оказалась более выгодной: в 1852 г. покосы занимали 39% всей удобной земли, в 1909 г. только 2.4%.
Огородничество и плодоводство характерны для лесистой и возвышенной области кодров, Поднестровья, северной Бессарабии (Хотинский уезд) и плавней Дуная.
Виноградарство в Бессарабии — старая хозяйственная статья.
В турецкую эпоху оно сосредоточивалось главным образом в кодрах и в Аккерманском уезде.
В новейшее время на первом месте в этом отношении стоит Аккерманский уезд; но немало виноградников и в кодрах, в районе Бендер и Измаильском уезде.
По размерам площади, занятой виноградными садами, Бессарабия стояла в России на первом месте.71
Табаководство, процветавшее в особенности в Оргеевском и Сорокском уездах, развивалось успешно до 80-х годов XIX в.
Конкуренция Крыма, Кубани, отчасти Закавказья, однако, оказалась слишком сильной, и бессарабское табаководство начало с этой поры падать.”
-----------

37 Списки населенных мест. . ., т. ХLVП.
38 О подробностях хода дела и условий см.: Кассо Л. А. Россия на Дунае и образова¬ние Бессарабской области. — Уч. зап. Лицея в память цесаревича Николая, 1912, вып. 6; 1913, вып. 7; 1914, вып. 8.
39 ПСЗ, т. XXXII, № 25110.
40 С городами Измаил, Килия, Рени, Кагул, Белград. — ПСЗ, т. XXXI, № 30411. " Кассо Л. А. Россия на Дунае. . ., вып. 6, с. 75—76, ср. с. 87—88.
42 Там же, вып. 7, с. 39.
43 Так, в Шабо осталось только 4 семьи.
44 Архив кн. Воронцова, кн. 19, 1881, с. 208.
45О положении дел в Бессарабии см. далеко не беспристрастные, но любопытные „За¬мечания на нынешнее состояние Бессарабии" Ф. Ф. Вигеля, служившего при М. С. Воронцове (В и г е л ь Ф. ф. Записки. . ., ч. 6, М., 1892, с. 1—36 (2-й паг.)).
46 Сумароков, посетивший ее в 1799 г., восхваляя ее плодородие, природные богатства, климат и характер местности, говорил: «. . . одним словом она всем, исключая жи¬телей, изобилует» (Сумароков П. И. Путешествие по всему Крыму и Бессара¬бии в 1799 г. с историческим и топографическим описанием всех тех мест. М., 1800, с. 236).
47 Еще ранее, в 1769 г., при Румянцеве около 1200 ногайцев было выведено в Крым и на Кубань.
48 Русины, руснаки, райляне. .,
49 См.: Uhlig von Uhlenau C. Die bessarabische frage. Вге1аu, 1926.
50 3ащук А. И. Бессарабская область. — В кн.: Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба, [т. 2], Спб., 1862, с. 147.
51 Скальковский А. А. Хронологическое обозрение. . ., с. 193.
52 Uhlig von Uhlenau C. Die bessarabische frage с.44.
53 См.: Скальковский А. А. Хронологическое обозрение. с. 257 (на осно¬вании документов Бессарабского наместнического архива).
54 См. таблицу у: Nistor I.I. Istoria Basarabiei, 1924, р. 289.
55 3 а щ у к А. И. Бессарабская область, с. 147.
56 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г., т. 3, Бессараб¬ская губерния. Изд. Центр, статистического комитета. Спб., 1905.
57 М о г и л я н с к и й Н. К. Материалы для географии и статистики Бессарабии. Ки¬шинев, 1913, с. 77.
58 Статистический ежегодник России, 1915 (год XII). Изд. Центр, статистического ко¬митета. Пг;, .1916.
59 Nistor I.I. Istoria Basarabiei 1924, р. 305 (карта — р. 302); Dictionarul statistic al Basarabiei, 1923.
60 52 Uhlig von Uhlenau C. Die bessarabische frage . 46.
61 Idid. 50.
62 В южных уездах Бессарабии (Старом Буджаке) в 1827 г. молдаван было всего 37 859; см.: Корнилович С. И. Статистическое описание Бессарабии собственно так газываемой или Буджака, 1822—1828. Аккерман, 1899.
63 Эти цифры, как и общие цифры по уездам, подтверждаются и Улигом, опирающимся на личные наблюдения, вынесенные им из поездок по Бессарабии в 1923 и 1925 гг. (Uhlig von Uhlenau C. Die bessarabische frage , р. 46, 49, 50).
64 Данные В. Н. Бутовича (Бутович В. Н. Материалы для этнографической карты Бессарабской губернии. Киев, 1916).
65 Б е р г Л. С. Бессарабия. Страна, люди, хозяйство. Пг., 1918, с. 46.
66 Поголовная подать и подать, взимавшаяся с привилегированных сословий, а также евреев и цыган. Размеры «бир» и «даждие» были относительно невелики.
67 Их взаимоотношения регулировались законом 1775 г., изданным господарем Гри¬горием Гикой, согласно которому крестьянин отбывал помещику барщину 12 дней в году и должен был платить «дежму», десятину с доходов от сельского хозяйства, и исполнять целый ряд мелких, но крайне обременительных повинностей, вроде ремонта дорог, охраны леса и т. п. Устав о Бессарабской области (1818 г.) сохранил за крестьянством личную свободу. Позднее был фиксирован порядок заключения письменных условий между помещиками и крестьянами в деле пользования землей и повинностей.
68 С присоединением к России юг Бессарабии, пустынный, как мы видели, перешел в руки казны, которая постаралась заселить его, для чего были привлечены эле¬менты различных национальностей. Надельные земли явились, таким образом, ха¬рактерной особенностью этого края (более 73%).
69 Для статистических данных и детальной информации см. обстоятельную работу Н. К. Могилянского «Производство хлебов, хлебооборот и сбыт крестьянского хлеба в Бессарабии» (Кишинев, 1916).
70 Б е р г Л. С. Бессарабия, с. 201.
71 О бессарабском виноделии подробно см.: Б а л л а с М. К. Виноделие в России (Историко-статистический очерк). Ч. 5. Спб., 1899, с. 5.

Из современных исследований по городам Бессарабии, например: Evoluţia demografică a oraşelor basarabene în prima jumătate a secolului al XIX-lea


Администратор проекта Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет